Санкт - Петербург
 
Отдых на море
 

Навигация

 

Казанский собор

 

В центре исторической части Санкт-Петербурга, напротив дома Зингера, на Невском проспекте, расположена одна из достопримечательностей города на Неве, его визитная карточка - Казанский собор.
Кафедральный храм Казанский собор

Казанский собор
  КАЗАНСКИЙ СОБОР
Адрес Казанского собора Санкт-Петербург, Казанская площадь, дом 2, Невский проспект, дом 25.
Собор расположен на углу Невского проспекта и канала Грибоедова.
Перед собором располагается садик с фонтаном - Казанский сквер, а по краям две статуи: статуя М.И.Кутузова и статуя М.Б.Барклая де Толли. В соборе находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, могила фельдмаршала Кутузова М.И. и ключи от взятых им городов и военные трофеи.
У туристов часто возникает вопрос: а что недалеко находится от Казанского собора, за собором на канале Грибоедова находится известный Банковский мост с его золотыми грифонами (крылатыми львами).
Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Ежедневно. По будням - с 8.30 до окончания вечерней службы, в выходные — с 6.30 до окончания вечерней службы.
Как добраться.
Станция метро Невский Проспект, Гостиный Двор: выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Казанский собор в Санкт-Петербурге - православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.

История создания собора

В 1710 году царь Петр 1 повелел перевезти икону Казанской Божией Матери в Петербург и хранить в церкви Рождества Богородицы на Посадской улице Петроградской стороны. Затем долгое время икона находилась в одном из главных храмов столицы — Троицком соборе. При императрице Анне Иоанновне в 1737 году специально для иконы на Невской «першпективе» возвели церковь Рождества Богородицы. Полагают, что она была построена по проекту Михаила Земцова, одного из первых петербургских архитекторов. Рождественская церковь находилась на месте, где сейчас разбит сквер перед Казанским собором. Ее величественная многоярусная колокольня со шпилем являлась заметным украшением Невской перспективы, которая еще не успела стать главной улицей города и была застроена в основном двухэтажными зданиями.
Во второй половине XVIII века роль этой магистрали стала меняться. К концу века облик ветшавшей церкви уже не соответствовал новому назначению Невского проспекта. Говорят, что Павел I очень хотел, чтобы собор не уступал по величию храму Святого Петра в Риме, в 1799 г. был объявлен конкурс на его проект. Очень примечательна роль графа А.Строганова в появлении нового собора: его резиденция находилась недалеко от храма и он предложил построить новый храм по проекту А.Н.Воронихина, бывшего крепостного неизвестного молодого архитектора. И с 1801 года начинается строительство нового храма, ответственным за постройку назначен граф А.Строганов, в 1811 году проект был завершен. За этот проект автор А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны II степени с пожизненной пенсией. При возведении храма принимали участие только русские мастера и отечественный строительный материал: гранит, мрамор, камень и известняк.
Казанский собор коллонада Казанский собор, центральная часть Колоннада  Казанского собора Фото Казанского собора

Фото собора снаружи: левая сторона колонн, центральная часть, правая полукруглая колоннада, оформление верхней части колонн примыкающей к потолку.

Проект Казанского собора

В чем только не обвиняли А. Н. Воронихина его недоброжелатели и соперники. Одни утверждали, что Казанский собор является копией собора Святого Петра в Риме. Другие — что колоннада собора заимствована у В. И. Баженова из его неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлевского дворца. Третьи обвиняли Воронихина в прямом использовании баженовского проекта парижского Дома инвалидов. Поводом для таких слухов послужило неожиданное назначение архитектором и строителем собора мало кому известного Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа А. С. Строганова. Это казалось тем более странным, что в конкурсе проектов собора участвовали очень известные архитекторы: Камерон, Кваренги, Тома де Томон. А Воронихина среди них не было. Желание Павла I сделать собор похожим на собор Святого Петра в Риме противоречило замыслу Воронихина органично включить собор в структуру Невского проспекта, так как этом мешали жесткие каноны культового строительства. В соответствии с ними алтарная часть должна располагаться в восточной части храма, а главный вход — в западной. Но тогда колоннада располагалась бы со стороны Большой Мещанской (ныне Казанской) улицы. Блестящая догадка архитектора связать Невский проспект с собором грандиозной 96-колонной четырехрядной колоннадой коринфского ордера удовлетворила тщеславие Павла и превратила собор в центр одного из первых в Петербурге архитектурных ансамблей. И если колоннада собора Святого Петра в Риме, описывая почти полный круг, создает замкнутую средневековую площадь, то роль колоннады Казанского собора в архитектурной среде окружающего пространства прямо противоположна. Ее раскрытый и в то же время собирательный, организующий характер однажды и навсегда определил художественный и смысловой центр всего Невского проспекта.
Полностью проект осуществлен не был. По замыслу Воронихина такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма. Будь этот проект осуществлен, Петербург обогатился бы ансамблем, грандиозный масштаб которого был бы равен масштабности городских ансамблей Карла Ивановича Росси, появившихся только через два десятилетия после выдающегося произведения Андрея Воронихина.
Фото Казанского собора Казанский собор Казанский собор, потолок Купол Казанского собора
На фото вид Казанского собора внутри, колоннада, подвесные люстры, убранство алтаря, оформление купола изнутри.

Убранство собора

В северной части собора размещены четыре бронзовые скульптуры: князя Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя и А.Невского. Входные двери исполнены из бронзы и являются практически копией крестильного дома в Италии во Флоренции, их отливал и чеканил мастер Василий Екимов. Внутренний интерьер собора представляет собой большой дворцовый зал, высокие гранитные колонны объединяют зал. Созданию парящего купола на высоте придает свет льющийся из окон.
Большинство исторических событий России непосредственно связано с собором: отсюда уходил на войну фельдмаршал М. И. Кутузов. В июне 1813 года был привезен прах великого полководца, которое погребено в склепе в северном приделе храма, а рядом размещены трофеи: знамена и ключи от побежденных городов русской армией.
Удачно вписываются в ансамбль собора памятники из бронзы, выполненные во весь рост, полководцам М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову, автор Б.И. Орловский.
Иконы для храма выполнили известные художники В. Боровиковский, О. Кипренский, А. Иванов и другие. Храм Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге фото.
Фотогаллерея Казанского собора.
Купол Казанского собора Вид купола Казанского собора Икона Казанской Божьей Матери Колоннада Казанского собора Колонны Казанского собора
Фото: Купол Казанского собора высотой 71,5 метра, 17 метров в диаметре. Купол собора, вид изнутри. Икона Казанской Божьей Матери. Колоннада собора. Колоннада собора и алтарная часть собора за ней.
Андрей Первозванный Скульптура Иоанна Крестителя Андрей Первозванный Успение Божией Матери Кутузов скульптура фельдмаршала Барклая де Толли
Фото Казанского собора. Со стороны Невского в нишах располагаются бронзовые скульптуры Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, Св. Владимир, Александра Невского, посредине между ними ниша с "райскими дверями", над скульптурами барельефы из жизни Богоматери. Барельеф "Успение Божией Матери". Возле собора бронзовые скульптуры фельдмаршалам М.И. Кутузову М.Б. Барклаю де Толли, идея установки принадлежит Александру I в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, это было исполнено лишь 19 лет спустя.
Основные даты
  • 1737 год - возведение церкви для иконы Рождества Богородицы
  • 1799 год - объявлен конкурс проектов на возведение собора.
  • 27 августа 1801 года - начало строительства нового храма.
  • 1811 год - завершение строительства собора.