Летний сад

Летний сад - ландшафтный парк в центре города, умиротворение и роскошь, в тени деревьев мраморные статуи, изящные павильоны, фонтаны и пруды, недаром Петр I назвал его парадизом, т.е. раем. Гулять по его дорожкам - означает ощутить дух Петербурга 18 века, в то время столицы Российской империи. Предметы старинного быта найденные археологами на территории сада для тех, кто хочет заглянуть вглубь веков. А под защитным стеклянным куполом можно увидеть фундамент старинного фонтана, пострадавший во время наводнения.
Летний сад относится к достопримечательностям Северной Столицы как знаковая, пафосная так и видовая. Он построен на месте усадьбы шведского майора Конау.
По распоряжению Петра 1 была разбита территория Летнего сада в 1704 году, площадь занимала территорию от Невы до Невского проспекта. Для осушения территории прорыли каналы и соединили реку Мойку с Фонтанкой. В 1771 год установлена ограда, в дальнейшем получившая название Решетка Летнего сада.
В 1824 году на месте Грота выстроили Кофейный домик.
Летний сад словно машина времени переносит нас в эпоху зарождения Санкт-Петербурга. Страсть к преобразованиям, простоту и чувства вкуса российско императора воплотил в себе первый ландшафтный ансамбль России.
Петровский сад это живой учебник истории, три эпохи как три главы: Рассвет, Угасание и Возрождение. Санкт Петербург расположен на северо западе России в 650 км от Москвы. Летний сад находится в центральной части Санкт-Петербурга на острове, которая образует река Нева, Фонтанка, Мойка и Лебяжья канавка. Царь Петр очень любил воду, поэтому свой новый сад решил расположить у самого берега Невы. В 18 веке, еще до того как решили по обеим сторонам строить насыпную территорию, река была вдвое шире, походила скорее на морскую гладь. Взяв за основу лучшие образцы голландского ландшафтного искусства, Петр создал свою летнюю резиденцию, которую позже будут называть Летним садом.
Регулярный сад, по замыслу Петра, должен быть стать одной из диковинок молодого города и превзойти по красоте лучшие сады Европы. В саду проходили легендарные петровские ассамблеи с балами, фонтанами и фейерверками, которые были известны на всю Европу. По свидетельству современников император настолько любил собирать здесь гостей, что пропустить праздник придворные могли только в том случае, если не могли встать с кровати.
Император не забывал о своем детище и в самые трудные времена: перед Нарвской баталией он подписал приказ "всяких цветов приобретать кои пахнут", перед битвой за Полтаву "посылать коренья белых лилий".
Работы по созданию зеленой коллекции велись на протяжении 5 лет. Ориентируясь на французский стиль русский царь создал затейливый зеленый лабиринт, который стал ландшафтной доминантой всего ансамбля.Прообразом служил версальский лабиринт, Петр увидел его в Версале и в 1719 году по проекту Леблона решил создать себе точно такой же. Он состоял из сети запутанных аллей, всего было 32 ниши, в которых располагались одноструйные небольшие фонтаны, сам лабиринт носил познавательное значение: знакомил русских людей с западной европейской культурой и западно-европейскими тенденциями, в частности с баснями Эзопа. В парке персонажи знаменитых басен сопровождали поучительные надписи, император желал, чтобы жители новой Российской столицы были самыми образованными людьми страны.

Решетки Летнего сада

Спустя несколько десятилетий, уже в царствование Екатерины II, Петербургу потребовались новые дороги, набережную Невы стали облицовывать гранитом, сад от воды отделила насыпная полоса шириной около 50 метров, нужно было найти новые решения, чтобы разграничить зеленую зону и проезжую часть, так в Санкт-Петербурге появилась знаменитая чугунная ограда. Такой архитектурный ход несколько нарушил облик Петровского сада: по замыслу императора он должен был выходить прямо к воде, но тем не менее, спустя три столетия эта ограда является одним из символов города. Мастер Ю.М.Фельтен вошел в историю мировой архитектуры как автор произведения искусства, образца простоты и идеальных пропорций.
Фото: решетки Летнего сада, вид со стороны реки Невы.

Решетки Летнего сада Ограда Летнего сада Решетки Летнего сада Решетки Летнего сада Решетки Летнего сада

Ограда Летнего сада представляет собой ряд гранитных столбов - колонн соединенные железными кованными звеньями решеток, они очень ажурные и элегантные на вид. Если внимательно приглядеться, то увидим схожесть узоров решеток с рисунком листвы деревьев старинного сада. Ограда стала одним из первых образцов классической архитектуры в России.

Ворота Летнего сада Ограда Летнего сада Гранитная ваза Ворота Летнего сада Вход в Летний сад

36 гранитных колонн увенчаны декоративными урнами и вазами и тончайшие ажурные звенья украшены позолоченными розетками, которые между собой соединены решетками.
Для постройки на этом месте сада, у Невы была отвоевана приличная часть суши - порядка 50 метров в ширину, установив сваи. Возводили ограду в течении 15 лет с 1770 года по 1784 год. "Ее императорское величество .. соизволила по берегу Невы реки у первого сада сделать .. железную решетку с воротами на каменном фундаменте со столбами и цоколем дикого камня" - писал И.И. Бецкой. Начиная с 1771 года сюда стали привозить гранитный камень из Карелии, тогда он назывался "дикий камень". В Туле были изготовлены (выкованы) металлические ограды. Гранит добывали на островах в Финском заливе, опорные столбы и часть гранитных деталей делались в селе Путилово около Петербурга. Путилово - село в Кировском районе Ленинградской области.

Гранитная ваза Летнего сада Решётка Летнего сада, Петербург Ворота Летнего сада Летний сад

На территории было установлено порядка 250 скульптур из мрамора, часть заказали в Италии. Главную скульптуру - статую Венеры с начало установили в парке (для неё поставили охрану), а потом было решение перенести в Таврический дворец, отсюда и название Венера Таврическая. Современники называли её белой дьяволицей это была одна из первых фигур женщин обнаженных, которая появилась в России.

Скульптуры Летнего сада

Широкие тенистые аллеи, изысканные постройки, ажурные тени от крон вековых деревьев и застывшие беломраморные лики.

Скульптуры Летнего сада
На фотографиях показаны скульптуры Летнего сада фото с названиями и пояснениями, для увеличения изображения нажмите на выбранное фото.
Веспасиан, римский император, Ф.Кабианка, Италия около 1717 год. Римский император, неизвестный скульптор, Италия, начало XVIII века. Скульптура Аллегория дня. Беллона, А.Тальяпьетра, Италия и Сатурн. Юлий Цезарь Философ Демокрит.

В Летнем саду установлены скульптуры разных авторов. Итальянский скульптор из Венеции А.Тальяпьетра и его скульптура Беллона (Bellona), около 1718 год (на фото слева)- древнеримская богиня войны и справедливости, а справа скульптура - древнеримский бог земли и посевов Сатурн, автор Ф.Кабианка 1716 год. Скульптура неизвестного автора Юлия Цезаря. Философ Демокрит (фрагмент). скульптор О. Маринали, Италия, 18 век.

Скульптуры в Летнем саду
При прогулке по Летнему саду, встречаются посетители с фотоаппаратами, которые делают снимки на память.
Аристотель Женщина с гирляндой роз,  скульптура  неизвестного автора Аллегория архитектуры автор П.Баррата, 1722 г. Скульптура Флора автора Г.Мейринг, 1717 г. Скульптура Флора  в Летнем саду Обнаженная скульптура в Летнем саду

Скульптуры в саду расположены на всей территории, в её разных уголках. Скульптура Аристотеля. Женские образы дополняют красоту, придают саду изысканность и утонченность. Фигуры женщины с гирляндой роз, аллегория П.Баратта, Флора - обнаженные и женственные грациозно позируют нам.
Строгая геометрия аллей, шумные фонтаны, беломраморные статуи и дворцовые постройки, именно таким царь Петр задумал свой сад, который он сам любил называть парадизом, т.е раем. Император лично составил план будущей резиденции, а его задумку воплотил в жизнь голландский мастер Ян Роозен.
Несмотря на то что официальной датой основания сада является 1704 год, сохранились письма которые император писал своим садовникам с полей сражения годом ранее. Петр I интересовался, какие цветы прибыли в Петербург со всей России и даже сам заказывал растения.
Строители сада вручную создавали твердую поверхность, в течении нескольких лет из разных мест сюда в огромном количестве завозили землю. Для дальнейшего благоустройства император превратил ее в остров, был прорыт Лебяжий канал, реку Мью как раньше называлась Мойка, по приказу Петра соединили с Фонтанкой, Летний сад оказался со всех сторон окруженный водой, что способствовало осушению территорий и радовало государя.

Фонтаны Летнего сада

Во время расцвета сада было до 50 фонтанов. Настоящим украшением Летнего стали фонтаны-водометы, произведение искусства созданное мастером Иваном Матвеевым. Река, которая вплотную подходит к саду ранее называлась безымянным ериком, именно из неё брали воду из фонтанов, благодаря чему она получила современное название Фонтанка.
Вода подавалась с помощью водоотводных башен, которые создавали необходимое для напора перепад высот, об их устройстве известно немного: трехъярусные сооружения с балюстрадой наверху, одна башня стояла у Грота, вторая на Мойке, третья на противоположном берегу Фонтанки и они были соединены акведуком. В петровские времена летний занимал неизмеримо большую территорию чем в наши дни, точнее он только лишь часть состоявший из четырех зеленых зон. 300 лет назад Летний сад разделял канал, который назывался Поперечным, через него был перекинут мост, а на нём фонтан шутиха, который обдавал холодными брызгами, позже по приказу Екатерины II канал засыпали. На территории сада растут деревья, в том числе встречаются старый дуб, ученые установили, что возраст дуба примерно 280-295 лет.
Для обычной публики удивительный сад был закрыт, попасть в него можно было лишь по приглашению самого Петра.
Только после смерти Петра, на великолепные фонтаны, подстриженные деревья, диковинные растения и статуи смогли любоваться и обычные горожане, императрица Елизавета Петровна разрешила пускать публику в сад в своё отсутствие.

Исторические даты

Облик детища Петра навсегда изменился во время наводнения 21 сентября 1777 года, уровень воды тогда поднялся до отметки 321 см выше ординара, стихийное бедствие принесло колоссальные разрушения всему городу, практически полностью уничтожены петровские водометы. В последствии Екатерина II отказалась от их восстановления слишком большая цена для государственной казны, да и мода на регулярные сады уже прошла.
К концу 18 века в Россию из Европы пришла мода заниматься пейзажными парками, которая создавала иллюзию природного парка, нетронутого человеком. В соответствии с новой модой в Летнем саду перестали подстригать деревья, сад начал зарастать. На месте кофейного павильона находился знаменитый Грот, разрушенный после сентябрьского наводнения. Во время царствования Николая I среди архитекторов был объявлен конкурс на новый проект сооружения на месте утраченного Грота. Этот конкурс выиграл Карл Росси, он предложил построить на этом месте кофейный домик, используя тему древней петровской постройки.
Изучая планировку сада можно лучше понять историю Санкт Петербурга, во II половине 19 века знаменитая ограда утратила исторический вид набережной Невы, этому предшествовало роковое событие. В 1866 году у центральных ворот в Александра II стрелял террорист, однако оказавшийся рядом прохожий оттолкнул его рукой. Император выжил и на этом месте возвели небольшую каменную часовню, а сами ворота перенесли, до наших дней дошли лишь плиты фундамента часовни той эпохи.

  • 1706 год - построен первый фонтан.
  • 1710 год построен Летний дворец Петра Первого.
  • 1711 году принято решение об осушении болот.
  • В 1714 году установлены три открытых галереи.
  • 1721 год - построен павильон - Грот.
  • В 1777 году парк пережил грандиозное наводнение.
  • В 1784 году закончено возведение ограды со стороны Невы.
  • 1836 год - установлена ограда со стороны реки Мойки.
  • В 1931 году восстановили ограду в первоначальном виде, разобрана часовня возведенная на месте покушения на Александра II в 1866 году у главных ворот сада.

Утраченные парадные ворота воссоздали спустя лишь 80 лет. На протяжении трех веков многие памятники уходили в небытие, появлялись новые произведения искусства, исследователи с большой точностью восстановили ширину аллей, расположение фонтанов. При восстановлении решили восстановить 8 из 50 петровских фонтанов, для придания саду величественного и парадного вида.
Теперь сад содержит все элементы предыдущих веков (регулярного сада 18 века, пейзажного сада 19 века, элементы который привнес 20 век).