Залы, столовые, комнаты дворца

Парадная лестница занимает всю его высоту и ширину, мраморный ступени поднимаются с двух сторон к средней площадке, оттуда уже четыре марша ведут на второй этаж.

Парадная лестница

Длина дворца более 300 метров, а Большая сквозная золотая анфилада проходит через весь дворец, соединяя 21 зал.
Главное место отведено Большому залу, в 18 веке его называли Светлой галереей, за вытянутую форму, множества зеркал и окон. Насчитывая чуть меньше 50 метров в длину зал кажется бесконечным и не только благодаря огромной площади.
Растрелли настоящий волшебник и здесь он сумел добиться поразительного иллюзорного эффекта. Двенадцать окон с каждой стороны наполняют зал невесомостью и светом, который множится до бесконечности, отражаясь в огромных зеркалах с позолоченными рамами, на позолоту одних только рам ушло более шести килограммов сусального золота. Сто тридцать мастеров – резчиков работало по эскизам великого мастера, использовали самую мягкую породу дерева – липу. Резное золоченное оформление зала уникально и не имеет аналогов в мире.

Большой зал

Елизавета Петровна устраивала в зале пышные дворы и даже оперные спектакли. Екатерина II предпочитала проводить здесь парадные приёмы и торжественные обеды. В годы 2 мировой войны Царское село и расположенная в нем императорская резиденция, которая уже тогда была музеем, сильно пострадали. После бомбежек и пожаров здание несколько лет простояло без кровли, до сих пор реставрационные работы здесь сочетаются с восстановительными. Когда-то потолок Большого зала украшал живописный плафон, выполненный по эскизам итальянского художника Валериани, состоявший из трех частей: аллегория России, аллегория мира, аллегория победы. Две из них удалось сохранить, а центральную возродили художники наших дней по сохранившимся наброскам и описаниям. В процессе восстановления Большого парадного зала обнаружилась пропажа: пропало 32 кратное эхо – образец акустического гения Растрелли, в своё время оно было непросто забавой, а усиливало властные, повелительные нотки правящих в 18 веке женщин. Поиски причин пропажи эха продолжались почти 10 лет и вдруг, неожиданно, само по себе оно вернулось. Специальные акустические колодцы – особые зоны активного распространения звука (ниши, зеркала, элементы резной отделки), даже когда реставраторы в деталях восстановили убранство зала, эхо долго не возвращалось, оказывается, должно было пройти время, чтобы дерево из которого вырезано большинство элементов отделки просохло до нужной степени. Архитектурное убранство зала дополняет паркет из ценных пород дерева, похожий на гигантский ковер. Растрелли с удовольствием работает при Елизавете: он выполняет любое её желание, даже имеются записки Екатерины II, которая будучи молодой девушкой приехала сюда в качестве невесты Петра, будущего императора вспоминала, что здесь переделывают то, что построили вчера, а завтра будут переделывать выстроенное сегодня, т.е. работа шла почти без черновиков, вчистую. Императрица понимала, что её дворцы отчасти будут воплощать могущество России и они как визитная карточка говорящее о благосостоянии, силе, могуществе, богатстве государства.

Янтарная комната

Еще один шедевр дворца – знаменитая Янтарная комната или Янтарный кабинет. Вместе с мебелью из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге Елизавета наказала солдатам принести на руках в Царское Село эту легендарную комнату.

Янтарная комната

Чудо - кабинету отвели зал площадью почти в сто квадратных метров, дополнительно заказали 425 килограммов янтаря. Но наполнить все пространство без достатка светом камнем живого камня для архитектора оказалось задачей непростой. Выход был найден, он снова использовал зеркала, а части стен, там где камня не хватает расписали под янтарь. Золоченные деревянные панно и флорентийская мозаика довершили убранство. В янтарных рамах мозаичные картины изображающие аллегорию человеческих чувств: обоняние, осязание, слух, зрение и вкус. Чуть позже была учреждена была учреждена должность надзирателя над янтарем, он выполнял и небольшие реставрационные работы Завершила декорирование янтарного кабинета Екатерина II . Через год после начала своего правления она издает указ – заменить все расписные холсты на янтарные панели. Ими украсили нижний ярус стен, за четыре года на все доделки ушло ещё 450 кг янтаря. Куда исчез оригинал убранства комнаты во время Второй Мировой войны до сих пор остается тайной, имеется много версий того, где же находится янтарный кабинет, по одной он находится в подземельях Калининграда, по другой покоится на дне Балтийского моря, имеются и другие предположения. Нынешняя Янтарная комната воссоздана до мельчайших подробностей, лучшие профессионалы трудились над воссозданием шедевра с 1979 года, завершились работы в 2003 году (к 300 летию Санкт - Петербурга).

Анфилада Екатерининского дворца

Анфилада Большого Екатерининского дворца

Анфилада Большого Екатерининского дворца великолепна разнообразием интерьеров, золоченная резьба использовалась для обрамления всех дверей создающая сверкающую доминанту.
Картинный зал. Напоминает роскошную картинную галерею или собрание живописи, на самом деле между висящими полотнами нет никакой связи, так как подбирались они исключительно по размеру, использовались для декоративного оформления стен. В годы Второй мировой войны зал полностью сгорел, но большинство полотен удалось эвакуировать, сейчас стены украшают 114 работ известных мастеров живописи, 16 картин на свои места так и не вернулись, некоторые работы заменили близкому по стилю из фондов Эрмитажа и Академии художеств.
Плафон Олимп на потолке Картинного зала воссозданный в после военные годы – это копия с плафона 18 века, который украшает Иорданскую лестницу Зимнего дворца. Франческо Бартоломео Растрелли любил применять новые неожиданные для своего времени строительные материалы, так в 2-х залах, которые расположены в анфиладе следующие друг за другом, он использовал оригинальный прием: стены затянутые шелковой плотной тканью белого цвета (штофом) декорировал прозрачными пилястрами из стекла, а в них проложил фольгу малинового и зеленого цветов.

Cтолбовые комнаты

Теплые тона фольги как будто светятся в золоченном интерьере, эти покои так и назвали Малиновые и Зеленые столбовые комнаты. Малиновая столбовая использовалась для настольных игр. Сегодня здесь на столе выставлены резные костяные шахматы китайской ручной работы на доске инкрустированной пластиком из перламутра.
 

 Зеленая столбовая комната

Мебель Зеленой столбовой - это зеленые диваны и золоченые стулья работы французских мастеров времен 19 века. Здесь представлено одно из воссозданных платье императрицы Елизаветы. Она практически каждый день надевала новое. Платьев после неё осталась огромная коллекция – 15 000 платьев, к сожалению, ни одного подлинного наряда Елизаветы Петровны в Царском Селе не сохранилось. Эти платья шили опираясь по дошедшим до нас изображениям. Притязательная в одежде, Елизавета Петровна требовала от придворных дам каждый раз являться на праздники, как она сама, в новых туалетах, чтобы те и не подумали одеть во второй раз, гвардейцы ставили на платьях и костюмах специальные отметки. Царское Село строилось как летняя резиденция российских императоров, но позже стала использоваться и зимой. Синие изразцы печей идеально вписаны в некоторые залы дворца, являясь одновременно и декоративным элементом, к тому же в холодном и сыром балтийском климате топили иногда даже летом. При Растрелли во дворце было 75 изразцовых печей, а Екатерина 2 распорядилась в своих новых покоях установить модные по тем временам камины. Белая парадная столовая, здесь чаще всего трапезничала Елизавета Петровна, а вот в какое время императрица соблаговолит выйти к столу было для всех придворных загадкой. Ужины зачастую случались глубокой ночью и никто за столом не смел даже зевнуть.
На стенах Белой парадной столовой картины придворного художника Иоганна Грота (Гроот), который он создал для украшения одного из павильонов в саду Елизаветы Петровны. В 1765 году всю эту охотничью коллекцию Екатерина II подарила Санкт – Петербургской Академии художеств. В начале 20 века 37 картин были возвращены во дворец и нашли свое место в Белой столовой.
На стенах столовой расположены золоченые резные рамы, которые затянуты шелковой тканью с крупным цветочным узором, его ткали вручную в семидесятых годах прошлого столетия по образцам века восемнадцатого. Обеденные столы сложной формы для дворца тоже проектировал лично Растрелли. Фруктовые и цветочные композиции выстраивались в точном соответствии с пожеланиями императрицы и служили своеобразным элементом декора помещения. Скатерти в столовых изысканно драпировали и перевязывали лентами. Пышным торжественным церемониям соответствовала роскошная сервировка, большой популярностью пользовались фарфоровые сервизы, как отечественных так и иностранных мастеров. Зеленая дворцовая столовая более камерна, практически лишена позолоты, фигуры юношей и девушек в туниках, рельефы исполненные с мифологическими сюжетами, орнаменты в виде лозы и греческих ваз, здесь чувствуется более сдержанный, тонкий вкус Екатерины II, сторонницы просвещения и классицизма. Цвет стен, обивка мебели и даже фарфор выдержаны в единой светло – зеленой пастельной гамме. Историческое здание, дворцовые интерьеры как живой организм нуждаются в постоянном уходе, сохранение своей блестящей формы – это задача реставраторов. Десятки профессионалов без устали трудятся над тем, чтобы когда ни будь Китайский зал снова засиял в своем былом великолепии. Сначала архитекторы поднимают проекты, сохранившиеся авторские эскизы, материалы, всевозможные снимки и на их основе этих материалов делается проект. Скульпторы создают лепные модели и с этих лепных моделей столяры изготавливают деревянные изделия, далее они поступают к позолотчикам, где и начинается процесс золочения. Работа реставраторов требует внимания и тщательности, тоненькие, почти невесомые листочки сусального золота собраны в специальные книжечки, как блокноты. Листочки золота выкладывают на кожаную подушку, особым ножом подрезают , если это необходимо, затем точно наносят на нужное место, покрытое специальным составом, так листочек за листочком, сантиметр за сантиметром наносят слой золота толщиной в несколько микрон на всю деталь. Елизавета Петровна весь мечтала позолотить абсолютно весь гипс, лепнины и дерево на фасаде дворца, но понимала, что в сыром петербургском климате эта затея крайне непрактична, поэтому со временем она планировала заменить такую отделку деталями из бронзы.
 

Арабесковый зал

Арабесковый зал один из любимых покоев Екатерины Великой, декорировал художник и архитектор Чарльз Камерон. Он украсил стены зеркалами в овальных рамах и прямоугольными панно с росписями по штукатурке в виде арабесок, тщательно разработанных орнаментов с переплетением геометрических линий и растительных элементов. Для стиля Камерона , долгое время прожившего в Италии, характерна сдержанность, большое количество античных мотивов, симметрия в деталях и лаконичная изысканная простота. Медальоны и плафоны расположенные по кругу представляют человеческие добродетели, в центре мифологический сюжет о Париси, выбирающим одну из богинь, здесь аллегорически изображены скромность и смирение, дружба и великодушие, мир и вдохновение – основные ценности эпохи просвещения. Екатерина 2 пристроила к великолепному дворцу Растрелли флигель, фасад которого выходящий в сад впервые выполнен в стиле классицизма.
 

Камеронова галерея

Заветную мечту Екатерины, которая желала построить античную рапсодию в Царскосельском саду, дом распланирован по типу как раньше, в древние времена, реализовал шотландец Чарльз Камерон, его императрица называла великим рисовальщиком, строение получило название Камеронова галерея и основным его крашением стали бюсты античных философов, мыслителей и полководцев. Бюсты античных писателей, политиков, полководцев отлиты из бронзы с итальянских копий древних оригиналов. Из числа своих современников Екатерина приказала установить бюсты австрийского императора Иосифа II , своего политического союзника в английском парламенте лорда Фокса и российского ученого М.Ломоносова. Фасад нижнего этажа павильона, построенного Камероном, облицован блоками пудостского камня грубой обработки, имеющий пористую структуру, как будто его изъело со временем , что помогает создаь иллюзию древности. Второй этаж легок и светел, его украшают статуи из тёмной бронзы, убранные в терракотовые полуциркульные ниши. Прямоугольные окна- двери и медальоны с мифологическими композициями украшают здание снаружи. К белой колоннаде с портиками, своими очертаниями напоминающий античный храм, ведет большая парадная лестница, два дугообразных марша которой возносят в мир античной гармонии. Пилоны -пьедесталы с гигантскими статуями Геркулеса и Флоры Фарнезские по замыслу архитектора отделяют этот идеальный мир от повседневности. Свою лепту в украшение и развитие Царскосельского дворца вносили все российские самодержцы 19 и начало 20 веков, их портреты и вещи сегодня представлены в помещениях дворца, которые некогда были личными покоями императорских семей. Если смотреть на террасу Екатерининского дворца с балкона, то кажется что это огромный размеров паркет, узорный партер – так называется этот прием и придумали его в 18 веке, чтобы на улице, еще при подходе к дворцу произвести впечатление на гостей, материалы для этого используются самые простые: битый кирпич, стекло, гравий и уголь. Царское село одно из мест в России, при упоминании которого в сознании встают яркие образы , позволяющие яснее себе представить целые пласты Российской истории и культуры.